Продолжение рассказа о столице хеттского государства Хаттушаше
Ранее мы уже рассказывали вам о том, что развалины Хаттушаша были обнаружены близ села Богазкей, что в округе Чорум, а также о том, что развалины эти 28 ноября 1986 – го года были включены в составляемый ЮНЕСКО список мирового культурного наследия.
В означенном списке Хаттушаш занимает 377 место. Говорили мы и о том, что в научной литературе Хаттушаш иногда называют и Хаттушей.
В пределах округа Чорум, под курганами Аладжахеюк, Ортакей, Пазарлы и Эскияпар были обнаружены развалины и других древних поселений.
Что же касается находок, сделанных археологами в ходе раскопок Богазкея, то важное место среди этих находок занимают клинописи с текстом первого в мире мирного договора, заключенного между хеттами и египтянами. Называют этот договор Кадешским ( по месту заключения означенного договора ). Подписан был договор в 13 – ом веке до нашей эры в правление хеттского императора Хаттушили Третьего и фараона Рамзеса Второго.
Среди важных сооружений, следы коих были обнаружены при раскопках верхней части Хаттушаша, особое место занимают так называемое « западное строение » и дворцовый архив. Несмотря на то, что архив был уничтожен пожаром, бедствие сие не затронуло двух подвальных помещений, в которых ученым и удалось обнаружить примерно 3300 печатей и 30 тысяч клинописных текстов. Хронологически большая часть этих находок датируется периодом правления царей Шуппилулиумы Первого и Шуппилулиумы Второго. Причем в подвалах помимо печатей царей были обнаружены и печати цариц.
В правление Шуппилулиумы Второго в районе, называемом ныне « Гюнейкале » ( « Южная крепость » ), начали появляться жилые кварталы. Ученые обнаружили здесь остатки трех сооружений. Первое помещение сохранилось хуже. На стенах второго помещения имеются барельефы. На одном из этих барельефов изображен человек в длинном одеянии. Голова его покрыта круглой шапочкой, над которой виднеется солнечный венец. На восточной стене имеется изображение Шуппилулиумы, а на противоположной стене – иероглифические письмена.
Неподалеку от Богазкея, в двух километрах от развалин Хаттушаша, находится « Язылыкая » ( « Скала с надписями » ) – храм под открытым небом. На скале выбиты барельефы богов, совершающих шествие.
Раскопки, проведенные в Хаттушаше, выявили характерные для хеттских поселений градостроительные черты, в том числе и особенности возведения крепостных стен.
В районе главной крепости ученые обнаружили остатки массы помещений дворцового комплекса, которые были связаны друг с другом посредством галерей, двориков, тоннелей. Среди обнаруженных помещений – кладовые съестных запасов, архивы, приемная зала, храмовые строения.
Обнаружили ученые в Хаттушаше и развалины главного храма. Находится он в северной части города. Это был храм бога ураганов и богини солнца. Вокруг храма обнаружены следы вымощенных брусчаткой площади и улочек. Главный храм отделяется от нижнего города большой стеной.
Построен был главный храм на большой каменной террасе. По всей видимости, храм этот был не только крупным религиозным, но и не менее крупным экономическим центром, о чем можно судить по большому количеству обнаруженных здесь громадных сосудов. Найдено было в храме и большое количество клинописных табличек.
Вокруг главного храма имелось много жилых кварталов, причем некоторые из них были многоэтажными.
Что же касается храма под открытым небом Язылыкая, то состоит он из двух скальных блоков.
В скалах выбиты помещения, называемые учеными « Большой » и « Малой » галереями. Западная стена большой галереи украшена изображениями богов, а восточная – богинь. Боги изображены по большей части с остроконечными шапками. Опоясаны боги красивыми широкими кушаками. На ногах у богов – обувь с заостренными носами ( чарыки ). Некоторые боги вооружены короткими мечами или же булавами. Богини же одеты в длинные платья. На головах у богинь – головные уборы цилиндрической формы. На северной же стене, где сходятся восточная и западная стены, изображены главные боги – бог воздуха Тешуп и его супруга Гепата. За ними виднеются их сын Шаррума и двуглавый орел. Ну а самый большой барельеф помещения – изображение царя Тутхалии Четвертого.
Вход в малую галерею охраняют существа с головой льва и человеческим телом. На западной стене изображены двенадцать богов, а на восточной стене – бог мечей, бог Шаррума и их протеже – царь Тутхалия Четвертый. Здесь же имеются ниши, в которые, предположительно, помещали жертвоприношения.